сми4 Печать

Шамот.

 

Что же такое шамот? Шамот (франц. chamotte), огнеупорная глина, обожженная до потери пластичности и удаления из нее химически связанной воды. Глина для обжига заготавливается в виде кусков неправильной формы или в виде брикетов, приготовленных на специальных прессах, обычно вальцевых или ленточных. Обжиг производится  во вращающихся, шахтных или других печах. При температуре обжига 1200— 1500°С получают высокожженный шамот. Степень спекания высокожженного шамота характеризуется водопоглощением, которое может составлять от 2 до 10%. Далее шамот измельчают в порошок на мельницах. Шамотный порошок может быть грубозернистым или мелкозернистым. Величину помола можно определить по удельной поверхности, которая может составлять около 8000 см/г. Шамотная керамическая масса, используемая в промышленности, представляет собой огнеупорную глину с добавками шамотного порошка. Шамот вводят для снижения пластичности и уменьшения усадки изделий из шамотных масс при сушке и обжиге. Добавки в глину шамотного порошка позволяют выполнять монументальные скульптуры весом около 250 кг и более, чего невозможно достичь, применяя в качестве скульптурного материала однородную глину или глину с добавлением песка. Шамотный порошок и шамотную керамическую массу обычно называют ша мотом, хотя это не одно и то же. Из шамота (шамотной массы) можно изготавливать элементы архитектурного декора: колонны, пилоны, капители, а также камины, фонтаны, рельефные панно, напольные вазы, мелкую скульптурную пластику, светильники и декоративную облицовочную плитку. Изделия длительное время сушат в формах без пропар­ки, а затем обжигают при высокой температуре. Существует множество рецептур шамотных масс. От количества шамотного порошка в керамической массе и величины его зерен, применяемой глины, содержания воды, температуры и длительности обжига зависят не только цвет и фактура поверхности, но и способ формообразования изделия. Формовка на гончарном круге, литье или набивка в гипсовые формы, лепка мелких скульптур или формования крупного изделия, - для всех этих приемов работ используют различные шамотные массы. Несмотря на то, что керамисты и скульпторы, работающие с шамотом, имеют свои, проверенные практикой приемы обращения с этим материалом, они продолжают постоянно экспериментировать с определенными глинами и шамотными порошками. Известны десятки видов глин, которые отличаются не только по цвету, но и по своим физико-химическим характеристикам. Применяют и смеси различных глин с шамотным порошком.

Шамот, в силу присущих ему превосходных эстетических качеств, открывает необъятные возможности для творчества. Шамотные изделия после обжига могут принять теплый песочный или коричнево-красный цвет, мало того, их цветовая гамма способна варьировать в широком диапазоне в зависимости от применяемой технологии.  Помимо того, существует множество окрасочных составов, пигментов и приемов окрашивания шамота. Достаточно сказать, что большинство красок, применяемых для окрашивания керамики, можно использовать и для шамота. Однако в качестве основных красок применительно к изделиям из шамотной массы принято рассматривать глазури, образующие стекловидное покрытие на их поверхности. Фактически, глазури - легкоплавкие стекла, для получения которых применяют те же компоненты, что и для обычного силикатного стекла. В глазури добавляют различные жаропрочные пигменты и оксиды металлов. Разновидностей глазурей очень много, и покрытые ими поверхности шамотных изделий различаются как по цвету, так и по фактуре. После нанесения глазури изделия из шамота подвергают кратковременному обжигу, продолжительностью от 10 до 30 минут (иногда дольше). Температура обжига может находиться в пре­делах 900 - 1150°С. В зависимости от содержащихся примесей глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, приобретать гладкую поверхность или фактуру, напоминающую крокодиловую кожу или бархат, а пу­зырьки воздуха, содержащиеся в глазури, отражая свет, создают опаловый эффект.  При определенных параметрах обжига, особой газовой среде в печи и соответствующем составе глазури (наличие в ней оксидов ме­таллов), можно добиться металлизации поверхности.

Шамот хорошо гармонирует с натуральным камнем, металлом, венецианской штукатуркой. Он чрезвычайно устойчив к действию неблагоприятных факторов природно-климатического и техногенного происхождения, обладает прочностью натурального камня, морозоустойчив и долговечен. Поэтому фасады многих зданий в Москве и в городах европейских стран облицованы шамотной плиткой.

Что же нас привлекает в шамоте? В первую очередь, возможность создания самых разнообразных элементов декора и даже произведений изобразительного искусства, способных сформировать уникальную интерьерную среду. Пластичность и обширная цветовая гамма шамота помогают еще на стадии эскизирования раскрыть замысел художника и впоследствии успешно воплотить его почти без ограничений. Экологическая чистота материала, его доступность, красота позволяют широко применять изделия из шамота в украшении не только интерьеров, но и фасадов зданий, и объектов ландшафтной архитектуры.

 

 

 

Технологии строительства 3(25)2003